Главная страница О компании Прайс-лист справочник гсм доски обьявлений Тематические серверы нефтепредприятия гостевая книга
Справочник "Топлива, смазочные материалы ,технические жидкости" 
НЕФТЯНЫЕ ТОПЛИВА
Автомобильные бензины
Авиационные бензины
Реактивные топлива
Дизельные топлива
Котельные (мазут) и печное топливо
МОТОРНЫЕ МАСЛА
Общие требования к моторным маслам
Свойства масел и методы их оценки
Классификация моторных масел
Масла для бензиновых двигателей
Масла для дизелей
ТРАНСМИССИОННЫЕ И ГИДРАВЛИЧЕСКИЕ МАСЛА
Трансмиссионные масла
Гидравлические масла
ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ МАСЛА
Турбинные масла
Трансформаторные масла
ИНДУСТРИАЛЬНЫЕ МАСЛА
Ассортимент масел
НЕФТЯНЫЕ РАСТВОРИТЕЛИ, АРОМАТИЧЕСКИЕ УГЛЕВОДОРОДЫ, КЕРОСИНЫ
Нефтяные растворители
Ароматические углеводороды нефтяного происхождения
Керосины
ТВЕРДЫЕ НЕФТЕПРОДУКТЫ
Нефтяные битумы
Нефтяные коксы
Информация предоставлена компанией "СЕРВОН"
Заказать полную печатную версию справочника "ТОПЛИВА. СМАЗОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ. ТЕХНИЧЕСКИЕ ЖИДКОСТИ" можно здесь.

     

Реактивные топлива

Современная авиация в основном оснащена воздушно-реактивными двигателями (ВРД). В этих двигателях топливо в камеру сгорания подается непрерывно, и вследствие этого процесс горения протекает постоянно. Лишь для запуска двигателя используют постороннее зажигание. Также непрерывно поступает в камеру сгорания ВРД и воздух (требуемый для сжигания топлива), предварительно сжатый и нагретый в компрессоре. Газообразные продукты сгорания из камеры сгорания поступают в турбину, где часть тепловой энергии превращается в механическую работу вращения колеса турбины, от вала которого приводится в движение ротор компрессора, а также топливный и масляный насосы. После турбины продукты сгорания топлива в виде газового потока проходят реактивное сопло и, расширяясь в нем, создают реактивную силу тяги, с помощью которой и осуществляется полет самолета.
В ВРД топливо из баков самолета под небольшим давлением (0,02-0,03 МПа) подается подкачивающим насосом через систему фильтров тонкой очистки к основному топливному насосу-регулятору высокого давления (0,8-1,0 МПа). С помощью последнего топливо, проходя через форсунки, распыливается в камерах сгорания в нагретый и сильно завихренный воздушный поток, что обеспечивает увеличение поверхности испарения топлива и равномерное распределение его паров по всему объему камеры сгорания двигателя.
В турбореактивных двигателях топливо, проходя через топливо-масляный радиатор, снижает температуру смазочного масла, т.е. выполняет функцию охлаждающей среды. Помимо этого, топливо используют и для смазывания деталей трения топливных насосов. Кроме того, изменяя подачу топлива с помощью топливорегулирующей аппаратуры, регулируют скорость полета самолета.

Основные свойства реактивных топлив:
  • хорошая испаряемость для обеспечения полноты сгорания;
  • высокие полнота и теплота сгорания, предопределяющие дальность полета самолета;
  • хорошие прокачиваемость и низкотемпературные свойства для обеспечения подачи топлива в камеру сгорания;
  • низкая склонность к образованию отложений, характеризуемая высокой химической и термоокислительной стабильностью;
  • хорошая совместимость с материалами: низкие противокоррозионные свойства по отношению к металлам и отсутствие воздействия на резиновые технические изделия;
  • хорошие противоизносные свойства, обусловливающие небольшое изнашивание деталей топливной аппаратуры;
  • антистатические свойства, препятствующие накоплению зарядов статического электричества, что обеспечивает пожаробезопасность при заправке летательных аппаратов.

Основная электризация происходит на фильтрах, особенно на фильтрах тонкой очистки. Электризация топлива при фильтрации может возрастать в 200 раз. Поэтому с повышением требований к чистоте топлива, т.е. с увеличением тонкости фильтрации опасность воспламенения топливо-воздушных смесей от разрядов статического электричества значительно возрастает.
Существуют различные технические способы защиты от статического электричества: нейтрализаторы, азотирование воздушных подушек над топливом, антиэлектризующие фильтры. Однако они лишь локально решают проблему.
Единственным способом, обеспечивающим и гарантирующим безопасность прокачки топлив и заправки авиатехники и танкеров, является применение антистатических присадок.

Ассортимент, качество и состав реактивных топлив

Реактивные топлива вырабатывают для самолетов дозвуковой авиации по ГОСТ 10227-86 и для сверхзвуковой авиации по ГОСТ 12308-89. Согласно ГОСТ 10227-86 предусмотрено производство пяти марок топлива: ТС-1, Т-1, Т-1С, Т-2 и РТ. По ГОСТ 12308-89 производят две марки топлива: Т-6 и Т-8В.
Массовыми топливами в настоящее время практически являются топлива двух марок: ТС-1 (высшего и первого сортов), РТ (высшей категории качества).
Основное сырье для производства массовых реактивных топлив - среднедистиллятная фракция нефти, выкипающая в пределах температур 140-280°C.
Топливо ТС-1. В зависимости от качества перерабатываемой нефти (содержания меркаптанов и общей серы в дистиллятах) топливо получают либо прямой перегонкой, либо в смеси с гидроочищенным или демеркаптанизированным компонентом (смесевое топливо). Содержание гидроочищенного компонента в смеси не должно быть более 70 % во избежание значительного снижения противоизносных свойств. Гидроочистку используют, когда в керосиновых дистиллятах нефти содержание общей и меркаптановой серы не соответствует требованиям стандарта, демеркаптанизацию - когда только содержание меркаптановой серы не соответствует требованиям стандарта. Из процессов демеркаптанизации практическое применение в нашей стране и за рубежом нашел процесс "Мерокс" и его модификации. В процессе "Мерокс" общее количество серы не уменьшается, при этом содержащиеся в дистиллятах меркаптаны окисляются в дисульфиды кислородом воздуха в присутствии специального катализатора. Процесс идет в щелочной среде.
Топливо Т-1 продукт прямой перегонки малосернистых нефтей нафтенового основания с пределами выкипания 130-280 °С. Содержит большое количество нафтеновых кислот и имеет высокую кислотность, поэтому его подвергают защелачиванию с последующей водной промывкой (для удаления образующихся в результате защелачивания натриевых мыл нафтеновых кислот).
Наличие значительного количества гетероатомных соединений, в основном кислородсодержащих, обусловливает, с одной стороны, относительно хорошие противоизносные свойства и достаточно приемлемую химическую стабильность топлива, с другой - низкую термоокислительную стабильность.
Длительный опыт применения топлива Т-1 в авиации показал, что вследствие его низкой термоокислительной стабильности имеют место повышенные смолистые отложения в двигателе НК-8, установленном на основных типах самолетов гражданской авиации (ТУ-154, ИЛ-62, ИЛ-76), в результате чего резко (почти в 2 раза) сокращаются сроки службы двигателя. Производство топлива Т-1 очень ограничено, и его вырабатывают только по первой категории качества.
Топливо Т-2 (первой категории качества) - продукт прямой перегонки широкого фракционного состава, выкипающий при температуре от 60 до 280 °С; содержит до 40 % бензиновой фракции, что обусловливает высокое давление его насыщенных паров и низкие вязкость и плотность.
Повышенное давление насыщенных паров топлива Т-2 создает опасность образования паровых пробок в топливной системе самолета, что ограничивает высоту его полета.
Низкая вязкость обусловливает плохие противоизносные свойства топлива, что ограничивает срок службы топливных агрегатов, а низкая плотность ограничивает дальность полетов. Топливо Т-2 является резервным по отношению к топливам ТС-1 и РТ.
Топливо РТ получают, как правило, гидроочисткой прямогонных дистиллятов с пределами выкипания 135-280 °С. В качестве сырья для гидроочистки используют дистилляты, из которых нельзя получить топливо ТС-1 из-за повышенного сверх нормы содержания общей и меркаптановой серы.
При гидроочистке из нефтяного дистиллята удаляются агрессивные и нестабильные соединения, содержащие серу, азот и кислород, при этом повышается термическая стабильность, как было указано ранее, и снижается коррозионная агрессивность топлива.
Для улучшения пониженных в результате применения гидрогенизационных процессов химической стабильности и противоизносных свойств в топливо вводят антиокислительные и противоизносные присадки.
При переработке малосернистых западно-сибирских нефтей топливо РТ может быть получено прямой перегонкой с введением антиокислительной и противоизносной присадок для сохранения высокого уровня эксплуатационных показателей.
Топливо РТ полностью соответствует требованиям, предъявляемым к реактивным топливам высшей категории качества, и находится на международном уровне, превосходя его по отдельным эксплуатационным свойствам. Оно имеет высокие противоизносные свойства, химическую и термоокислительную стабильность, не агрессивно в отношении конструкционных материалов, практически не содержит меркаптанов и содержит менее 0,02 % общей серы, может храниться до 10 лет без изменения качества и полностью обеспечивает ресурс работы двигателя.
Топливо Т-6 получают, применяя процессы глубокого гидрирования.
Топливо Т-8В получают из дистиллятов прямой перегонки нефти с применением процесса гидроочистки. При переработке малосернистых нефтей топливо может быть получено прямой перегонкой нефти. В топливо Т-6 и Т-8В для улучшения химической стабильности и повышения противоизносных свойств вводят присадки: антиокислительную Агидол-1 - 0,003-0,004 % (мас. доля) и противоизносную "К" - 0,002-0,004 % (мас. доля).
Характеристики реактивных топлив, предназначенных для сверхзвуковой авиации, - топлив Т-6 и Т-8В, вырабатываемых по ГОСТ 12308-80, приведены в таблице.

Характеристики реактивных топлив

Показатели

ТС-1*

Т-1

Т-1С

Т-2

РТ

Т-6

Т-8В

Плотность при 20 °С, кг/м3, не менее

780(775)

800

810

755

775

840

800

Фракционный состав:

  температура начала перегонки , °С:

    не ниже

-

-

-

60

135

195

165

    не выше

150

150

150

-

155

-

-

  отгоняется при температуре, °С, не выше:

    10 %

165

175

175

145

175

220

185

    50 %

195

225

225

195

225

255

Не норм.

    90 %

230

270

270

250

270

290

Не норм.

    98 %

250

280

280

280

280

315

280

Кинематическая вязкость, мм2/с, при температуре:

  20 °С, не менее

1,30(1,25)

1,50

1,50

1,05

1,25

<4,5

>,5

  -40 °С, не более

8

16

16

6

16

60

16

Низшая теплота сгорания, кДж/кг, не менее

43120(42900)

42900

42900

43100

43120

42900

42900

Высота некоптящего пламени, мм, не менее

25

20

20

25

25

20

20

Кислотность, мг КОН/100 см3 топлива

<0,7

<0,7

<0,7

<0,7

0,2-0,7

0,4-0,7

0,4-0,7

Йодное число, г I2/100 г топлива, не более

2,5 (3,5)

2,0

2,0

3,5

0,5

0,8

0,9

Температура, °С:

  вспышки в закрытом тигле, не ниже

28

30

30

-

28

62

45

  начала кристаллизации, не выше

-60

-60

-60

-60

-55

-60

-50

Термоокислительная стабильность в статических условиях при 150 °С, не более:

  содержание осадка, мг/100 см3 топлива

18

35

6

18

6

6

6

  содержание растворимых смол, мг/100 см3 топлива

-

-

-

-

30

60

-

  содержание нерастворимых смол, мг/100 см3 топлива

-

-

-

-

3

Отс.

-

  содержание фактических смол, мг/100 см3, не более

3(5)

6

6

5

4

4

4

Массовая доля, %, не более:

  ароматических углеводородов

22

20

20

22

22

10

22

  общей серы

0,20(0,25)

0,10

0,10

0,25

0,10

0,05

0,10

  меркаптановой серы

0,003(0,005)

-

0,001

0,005

0,001

Отс.

0,001

  нафталиновых углеводородов

-

-

-

-

1,5

0,5

2,0

Зольность, %, не более

0,003

0,003

0,003

0,003

0,003

0,003

0,003

Люминометрическое число, не ниже

-

-

-

-

50

45

50

Термоокислительная стабильность динамическим методом при 150-180 °С:

  перепад давления на фильтре за 5 ч, кПа, не выше

-

-

-

-

10

10

10

  отложения на подогревателе, баллы, не более

-

-

-

-

2

1

1

Взаимодействие с водой, баллы, не более:

  состояние поверхности раздела

1

-

-

-

1

1

1

  состояние разделенных фаз

1

-

-

-

1

1

1

Удельная электрическая проводи мость, пСм/м:

  при температуре заправки техники, не менее

50

-

-

50

50

-

50

  при 20 °С, не более

600

-

-

600

600

-

600

Давление насыщенных паров, гПа не более,

-

-

-

133

-

-

-

* В скобках приведены значения показателей для ТС-1 первого сорта, отличные от значений для высшего сорта.

Примечания.
1. Для всех топлив: содержание сероводорода, водорастворимых кислот и щелочей, мыл нафтеновых кислот, механических примесей и воды - отсутствие; испытание на медной пластинке при 100 °С в течение 4 ч - выдерживает.
2. Удельная электрическая проводимость нормируется только для топлив, содержащих антистатическую присадку "Сигбол".
3. Топлива ТС-1 высшего и первого сорта, Т-2 и РТ, предназначенные для применения во всех климатических зонах, за исключением района I 1 (по ГОСТ 16350-80), допускается вырабатывать с температурой начала кристаллизации не выше -50 °С. Допускается применять в климатическом районе I 1 (ГОСТ 16350-80) топлива ТС-1 и РТ с температурой начала кристаллизации не выше -50 °С при температуре воздуха у земли не ниже -30 °С в течение 24 ч до вылета. Топливо для применения в климатическом районе I 1 с температурой начала кристаллизации не выше -55 °С (РТ) и -60 °С (ТС-1) вырабатывают по требованию потребителей.
4. Топливо Т-1С предназначено для специального потребления.
5. В топливе после длительного хранения (более 3 лет) допускается отклонение от норм, указанных в таблице: по кислотности - на 0,1 мг КОН/ 100 см3 топлива; по содержанию фактических смол - на 2 мг/100 см3 топлива; по количеству осадка при определении термоокислительной стабильности в статических условиях - на 2 мг/100 см3 топлива.

Отечественные марки топлив не уступают по качеству топливам других стран, а по некоторым показателям превосходят их.

 


Hosted by uCoz