Дизельные топлива
Дизельное топливо
предназначено для быстроходных
дизельных и газотурбинных
двигателей наземной и судовой
техники. Условия смесеобразования и
воспламенения топлива в дизелях
отличаются от таковых в
карбюраторных двигателях.
Преимуществом первых является
возможность осуществления высокой
степени сжатия (до 18 в быстроходных
дизелях), вследствие чего удельный
расход топлива в них на 25–30 % ниже,
чем в карбюраторных двигателях. В то
же время дизели отличаются большей
сложностью в изготовлении, большими
габаритами. По экономичности и
надежности работы дизели успешно
конкурируют с карбюраторными
двигателями. Основные
эксплуатационные показатели
дизельного топлива: цетановое
число, определяющее высокие
мощностные и экономические
показатели работы двигателя; фракционный состав,
определяющий полноту сгорания,
дымность и токсичность отработавших
газов двигателя; вязкость и плотность,
обеспечивающие нормальную подачу
топлива, распыливание в камере
сгорания и работоспособность
системы фильтрования; низкотемпературные
свойства, определяющие
функционирование системы питания
при отрицательных температурах
окружающей среды и условия хранения
топлива; степень чистоты,
характеризующая надежность работы
фильтров грубой и тонкой очистки и
цилиндро-поршневой группы двигателя; температура вспышки,
определяющая условия безопасности
применения топлива в дизелях; наличие сернистых
соединений, непредельных углеводородов и металлов,
характеризующее нагарообразование,
коррозию и износ.
Ассортимент,
качество и состав дизельных топлив
Нефтеперерабатывающей
промышленностью вырабатывается
дизельное топливо по ГОСТ 305–82 трех
марок: Л — летнее, применяемое
при температурах окружающего
воздуха выше 0 °С; З — зимнее,
применяемое при температурах до -20 °С
(в этом случае зимнее дизельное
топливо должно иметь заст < -35 °С и п
< -25 °С), или зимнее, применяемое при
температурах до -30 °С, тогда топливо
должно иметь заст < -45 °С и п <-35 °С); А
— арктическое, температура
применения которого до -50 °С.
Содержание серы в дизельном топливе
марок Л и З не превышает 0,2 % — для I
вида топлива и 0,5 — для II вида топлива,
а марки А — 0,4 %. Для удовлетворения
потребности в дизельном топливе
разрешаются по согласованию с
потребителем выработка и применение
топлива с температурой застывания 0 °С
без нормирования температуры
помутнения. В соответствии с ГОСТ
305–82 принято следующее условное
обозначение дизельного топлива:
летнее топливо заказывают с учетом
содержания серы и температуры
вспышки (Л-0,2-40), зимнее — с учетом
содержания серы и температуры
застывания (З-0,2-минус 35). В условное
обозначение на арктическое
дизельное топливо входит только
содержание серы: А-0,2. Дизельное
топливо (ГОСТ 305–82) получают
компаундированием прямогонных и
гидроочищенных фракций в
соотношениях, обеспечивающих
требования стандарта по содержанию
серы. В качестве сырья для
гидроочистки нередко используют
смесь среднедистиллятных фракций
прямой перегонки и вторичных
процессов, чаще прямогонного
дизельного топлива и легкого газойля
каталитического крекинга.
Содержание серы в прямогонных
фракциях в зависимости от
перерабатываемой нефти колеблется в
пределах 0,8–1,0 % (для сернистых нефтей),
а содержание серы в гидроочищенном
компоненте — от 0,08 до 0,1 %.
Характеристики
дизельного топлива (ГОСТ 305–82) |
Показатели |
Норма для
марок |
Л |
З |
А |
Цетановое
число, не менее |
45 |
45 |
45 |
Фракционный
состав: |
50 %
перегоняется при температуре, °С,
не выше |
280 |
280 |
255 |
90 %
перегоняется при температуре (конец
перегонки), °С, не выше |
360 |
340 |
330 |
Кинематическая
вязкость при 20 ° С, мм2/с |
3,0-6,0 |
1,8-5,0 |
1,5-4,0 |
Температура
застывания, ° С, не выше, для
климатической зоны: |
умеренной |
-10 |
-35 |
- |
холодной |
- |
-45 |
-55 |
Температура
помутнения, ° С, не выше, для
климатической зоны: |
умеренной |
-5 |
-25 |
- |
холодной |
- |
-35 |
- |
Температура
вспышки в закрытом тигле, ° С, не
ниже: |
для
тепловозных и судовых дизелей и
газовых турбин |
62 |
40 |
35 |
для
дизелей общего назначения |
40 |
35 |
30 |
Массовая
доля серы, %, не более, в топливе: |
вида
I |
0,2 |
0,2 |
0,2 |
вида
II |
0,5 |
0,5 |
0,4 |
Массовая доля
меркаптановой серы, %, не более |
0,01 |
0,01 |
0,01 |
Содержание
фактических смол, мг/100 см3 топлива,
не более |
40 |
30 |
30 |
Кислотность,
мг КОН/100 см3 топлива, не более |
5 |
5 |
5 |
Йодное число,
г I2/100 г топлива, не более |
6 |
6 |
6 |
Зольность, %,
не более |
0,01 |
0,01 |
0,01 |
Коксуемость 10
%-ного остатка, %, не более |
0,20 |
0,30 |
0,30 |
Коэффициент
фильтруемости, не более |
3 |
3 |
3 |
Плотность при
20 ° С, кг/м3, не более |
860 |
840 |
830 |
Примечание. Для топлив
марок Л, З, А: содержание
сероводорода, водорастворимых
кислот и щелочей, механических
примесей и воды — отсутствие,
испытание на медной пластинке —
выдерживают. |
Дизельное экспортное
топливо (ТУ 38.401-58-110–94) —
вырабатывают для поставок на экспорт,
содержание серы 0,2%. Исходя из
требований к содержанию серы,
дизельное экспортное топливо
получают гидроочисткой прямогонных
дизельных фракций. Для оценки его
качествапо требованию заказчиков
определяют дизельный индекс (а не
цетановое число, как принято ГОСТ
305–82). Кроме того, вместо определения
содержания воды и коэффициента
фильтруемости экспресс-методом
устанавливают прозрачность топлива
при температуре 10°С.
Характеристики
дизельного экспортного топлива (ТУ
38.401-58-110–94) |
Показатели |
Норма для марок |
ДЛЭ |
ДЗЭ |
Дизельный индекс, не менее |
53 |
53 |
Фракционный состав:
перегоняется при температуре, °С,
не выше: |
50 % |
280 |
280 |
90 % |
340 |
330 |
96 % |
360 |
360 |
Кинематическая вязкость при 20 °С,
мм2/с |
3,0-6,0 |
2,7-6,0 |
Температура, °С: |
застывания, не выше |
-10 |
-35 |
предельной
фильтруемости, не выше |
-5 |
-25 |
вспышки в закрытом
тигле, не ниже |
65 |
60 |
Массовая
доля серы, %, не более, в топливе: |
вида I |
0,2 |
0,2 |
вида II |
0,3 |
- |
Испытание на медной пластинке |
Выдерживает |
Кислотность, мг КОН/100 см3
топлива, не более |
3,0 |
3,0 |
Зольность, %, не более |
0,01 |
0,01 |
Коксуемость 10 %-ного остатка, %,
не более |
0,2 |
0,2 |
Цвет, ед. ЦНТ, не более |
2,0 |
2,0 |
Содержание механических
примесей |
Отсутствие |
Прозрачность при температуре 10
°С |
Прозрачно |
Плотность при 20 °С, кг/м3, не
более |
860 |
845 |
Зимние дизельные топлива с
депрессорными присадками. С 1981 г.
вырабатывают зимнее дизельное
топливо марки ДЗп по ТУ 38.101889–81.
Получают его на базе летнего
дизельного топлива с tп = = -5 °С.
Добавка сотых долей присадки
обеспечивает снижение предельной
температуры фильтруемости до -15 °С,
температуры застывания до -30 °С и
позволяет использовать летнее
дизельное топливо в зимний период
времени при температуре до -15 °С. Для
применения в районах с холодным
климатом при температурах -25 и -45 °С
вырабатывают топлива по ТУ 38.401-58-36–92.
Согласно техническим условиям
получают две марки топлива: ДЗп-15/-25 (базовое
дизельное топливо с температурой
помутнения -15 °С, товарное — с
предельной температурой
фильтруемости -25 °С) и арктическое
дизельноетопливо ДАп-35/-45 (базовое
топливо с температурой помутнения -35
°С, товарное — с предельной
температурой фильтруемости -45 °С). Экологически
чистое дизельное топливо выпускают
по ТУ 38.1011348–89. Технические условия
предусматривают выпуск двух марок
летнего (ДЛЭЧ-В и ДЛЭЧ) и одной марки
зимнего (ДЗЭЧ) дизельного топлива с
содержанием серы до 0,05 % (вид I) и до 0,1 %
(вид II). С учетом ужесточающихся
требований по содержанию
ароматических углеводородов введена
норма по этому показателю: для
топлива марки ДЛЭЧ-В — не более 20 %,
для топлива марки ДЗЭЧ — не более 10 %.
Экологически чистые топлива
вырабатывают гидроочисткой
дизельного топлива, допускается
использование в сырье гидроочистки
дистиллятных фракций вторичных
процессов. Городское дизельное топливо (ТУ
38.401-58-170–96) предназначено для
использования в г. Москве. Основное
отличие городского дизельного
топлива от экологически чистого —
улучшеное качество благодаря
использованию присадок (летом —
антидымной, зимой — антидымной и
депрессорной). Добавка присадок в
городское дизельное топливо снижает
дымность и токсичность отработавших
газов дизелей на 30-50 %.Депрессорные
присадки, улучшающие
низкотемпературные свойства топлива
представляют собой, в основном,
сополимеры этилена с винилацетатом
зарубежного производства. Европейский
стандарт EN 590 действует в странах
Европейского экономического
сообщества с 1996 г. Стандарт
предусматривает выпуск дизельных
топлив для различных климатических
регионов. Общими для дизельных
топлив являются требования по
температуре вспышки — не ниже 55 °С,
косуемости 10 %-ного остатка — не
более 0,30 %, зольности — не более 0,01 %,
содержанию воды — не более 200 ррm,
механических примесей — не более 24
ррm, коррозии медной пластинки —
класс 1, устойчивости к окислению —
не более 25 г осадка/м3.В 1996 г. в Европе
введены ограничения на содержание
серы в дизельных топливах — не более
0,05 %. Таким требованиям отвечают
отечественные ТУ 38. 1011348–89.
Характеристики
зимних дизельных топлив с
депрессорными присадками |
Показатели |
Нормы для марок |
ДЗп |
ДЗп-15/-25 |
ДАп-35/-45 |
ТУ 38.101889-81 |
ТУ 38.401-58-36-92 |
Цетановое число, не менее |
45 |
45 |
40 |
Фракционный состав: |
перегоняется при
температуре, °С, не выше: |
50 % |
280 |
280 |
280 |
90 % (конец перегонки) |
360 |
360 |
340 |
Кинематическая вязкость для
дизелей общего назначения при 20 °С,
мм2/с |
3,0-6,0 |
1,8-6,0 |
1,5-5,0 |
Температура, °С, не выше: |
застывания |
-30 |
-35 |
-55 |
помутнения |
-5 |
-15 |
-35 |
предельной
фильтруемости |
-15 |
-25 |
-45 |
Температура вспышки в
закрытом тигле, °С, не ниже: |
для дизелей общего
назначения |
40 |
40 |
35 |
для тепловозных и
судовых дизелей |
62 |
35 |
30 |
Массовая
доля серы, %, не более, в топливе: |
вида I |
0,2 |
0,2 |
0 ,2 |
вида II |
0,5 |
0,5 |
0,4 |
Массовая доля меркаптановой
серы, %, не более |
0,01 |
0,01 |
0,01 |
Концентрация фактических смол,
мг/100 см3 базового топлива, не
более |
40 |
- |
- |
Кислотность, мг КОН/100 см3
топлива, не более
|
5 |
5 |
5 |
Йодное число, г I2/100 г топлива, не
более |
6 |
5 |
5 |
Зольность, %, не более |
0,01 |
0,01 |
0,01 |
Коксуемость 10 %-ного остатка, %,
не более |
0,3 |
0,2 |
0,2 |
Коэффициент фильтруемости, не
более: |
для базового топлива |
2,0 |
- |
- |
для топлива с
присадкой |
3,0 |
3,0 |
3,0 |
Плотность при 20 °С, кг/м3, не
более |
860 |
860 |
840 |
Цвет, ед. ЦНТ, не более |
2,0 |
2,0 |
2,0 |
Примачание. Для
топлив всех марок: содержание
сероводорода, водорастворимых
кислот и щелочей, механических
примесей и воды — отсутствие;
испытание на медной пластинке —
выдерживают. |
|