Классификация АРI подразделяет моторные масла на
две категории: “S” (Service) — масла для бензиновых двигателей и “С”
(Commerсial) — масла для дизелей. Универсальные масла обозначают
классами обеих категорий. Классы в категориях указывают буквы
латинского алфавита, стоящие после буквы, обозначающей категорию,
например, SF, SH, СС, CD или SF/СС, CG/CD, СF-4/SН для универсальных
масел.
Моторные масла, относящиеся к одному и тому же классу АРI,
но производимые разными фирмами, могут существенно отличаться по
составу базовых масел, типам используемых присадок и, следовательно,
иметь специфические свойства, удовлетворять предъявляемые требования
близко к предельным значениям или иметь запас качества. При выборе
аналога по области применения и уровню эксплуатационных свойств
обязательно должны быть приняты во внимание все специальные
требования к моторному маслу со стороны изготовителя техники
(например, ограничения по сульфатной зольности, отсутствие или,
напротив, наличие определенного количества цинка, отсутствие в
составе масла растворимых модификаторов трения, содержащих молибден
и т.п.).
Согласно классификациям ГОСТ 17479.1–85 и АРI группу
(класс) по уровню эксплуатационных свойств устанавливают только по
результатам моторных испытаний масел в специальных одноцилиндровых
установках и полноразмерных двигателях. Испытания проводят в
стендовых условиях по стандартным методам. Чем выше присваиваемый
маслу уровень эксплуатационных свойств, тем “строже” проходные
оценки результатов испытаний или жестче условия их проведения. Для
контроля стабильности качества серийно выпускаемых моторных масел их
классификационные испытания проводят согласно требованиям ГОСТ
17479.1–85 не реже одного раза в два года. В соответствии с
изменением №3 к ГОСТ 17479.1-85, введенным с 01.01.2000г.
классификационные испытания должны проводиться не два раза в год, а
при сертификации моторных масел. При этом определяют моющие,
диспергирующие, противоизносные, антикоррозионные, антиокислительные
свойства масел и их соответствие указанным в марках классам
вязкости.
В случаях непринципиальных изменений технологий
производства моторных масел обязательно проводят сравнительные
квалификационные испытания товарного масла-прототипа и опытного
образца, выработанного по измененной технологии.
На отечественном
рынке имеется широкий ассортимент моторных масел, имеющих
обозначение по классам API.
Однако большинство из них не
проходило соответствующих испытаний и не имеет сертификата,
выданного API. Классы API в них установлены, как правило, по
аналогии с зарубежными маслами, имеющими в своем составе аналогичный
пакет присадок, что не является достаточным признаком,
подтверждающим эксплуатационные свойства масел.
Класс масла по
API может быть подтвержден только сертификатом, выданным API.