|
Дизели отличаются от других
двигателей внутреннего сгорания большим
разнообразием конструкций, способов
смесеобразования, назначений, условий
эксплуатации и чрезвычайно широким
диапазоном агрегатных мощностей (от
нескольких киловатт до десятков тысяч).
Поэтому ассортимент дизельных масел
значительно различается по предъявляемым к
ним требованиям и эксплуатационным
свойствам. Важнейшие критерии,
определяющие выбор смазочного масла, - тип и
назначение дизеля, уровень его
форсирования, степень жесткости условий
эксплуатации, вид и качество применяемого
топлива. Инструкции по эксплуатации
техники содержат информацию о допущенных к
применению марках масел, регламентах
обслуживания смазочных систем дизелей,
включая сроки замены или показатели
предельного состояния масел.
Все дизельные масла содержат присадки,
вводимые в дистиллятные, компаундированные
или остаточные базовые масла селективной
очистки, выработанные из малосернистых или
сернистых нефтей. Диапазон уровней
эксплуатационных свойств дизельных масел
охватывает все группы классификации ГОСТ
17479.1-85.
Масла групп А и Б2 предназначены
для дизелей старых моделей, работающих на
топливах с небольшим содержанием серы.
Спрос на масла этих групп сохраняется в
большинстве случаев в силу традиции и
невысокой цены. За редкими исключениями
масла групп А и Б2 могут быть заменены более
эффективными маслами группы В2 того же
класса вязкости.
Масло МС-20П (ТУ 38.101265-88) получают
добавлением многофункциональной присадки
к маслу МС-20. Применяют для смазывания
судовых, тепловозных и стационарных
дизелей типа 12ЧН 18/20, эксплуатируемых на
малосернистом топливе.
Масло М-16ПЦ (ГОСТ 6360-83) вырабатывают из
сернистых нефтей. Содержит
многофункциональную и депрессорную
присадки. Применяют для смазывания
двигателей типов В-2, Д-6 при работе на
малосернистом топливе.
Масло М-14Б (ТУ 38.101264-72) вырабатывают из
малосернистых и сернистых нефтей
компаундированием дистиллятного и
остаточного компонентов с
многофункциональной присадкой ВНИИНП-360 и
противопенной присадкой ПМС-200А. Применяют
в двух- и четырехтактных тепловозных
дизелях типов 2Д100, Д-50 и аналогичных им по
уровню форсирования маневровых и
промышленных тепловозах.
Масло МТЗ-10П (ГОСТ 25770-83) готовят на
основе маловязкого дистиллятного
компонента с нормированным фракционным
составом путем загущения полимерной
вязкостной присадкой и добавления
композиции присадок. Применяют
преимущественно для зимней эксплуатации
транспортных дизелей невысокой степени
форсирования.
Масло МТ-16П (ГОСТ 6360-83) вырабатывают из
малосернистых нефтей компаундированием
смеси остаточного и дистиллятного
компонентов с композицией моющей,
антиокислительной, депрессорной и
противопенной присадок. С использованием
новой, более эффективной композиции
присадок уровень эксплуатационных свойств
масла МТ-16П превышает требования к маслам
группы Б2. Применяют для смазывания
транспортных дизелей типа В-2 и аналогичных
по уровню форсирования безнаддувных
двигателей.
Характеристики масел групп А и Б2 |
||||||
Показатели |
МС-20П |
М-14Б |
МТЗ-10П |
М-16ПЦ |
МТ-16П |
|
Вязкость кинематическая, мм2/с, при температуре: |
||||||
100 °С |
20 |
14+0,5 |
9,5-10,5 |
15,5-16,5 |
15,5-16,5 |
|
40 °С |
- |
- |
50 |
- |
- |
|
-30 °С |
- |
- |
15000 |
- |
- |
|
Индекс вязкости, не менее |
80 |
85 |
125 |
85 |
85 |
|
Коксуемость масла без присадки, %, не более |
0,3 |
0,4 |
- |
- |
- |
|
Кислотное число масла без присадки, мг КОН/г, не более |
0,05 |
0,05 |
- |
- |
- |
|
Щелочное число, мг КОН/г, не менее |
0,9 |
- |
3,5 |
0,9 |
4,0 |
|
Зольность масла, % (мас. доля): |
||||||
Без присадки, не более |
0,008 |
0,005 |
- |
- |
- |
|
с присадкой |
0,24 |
1,0 |
m1,15* |
0,25-0,55 |
0,6-1,0 |
|
Массовая доля механических примесей, %, не более: |
||||||
Без присадки |
Отсутствие |
- |
- |
- |
||
с присадкой |
0,01 |
0,015 |
0,025 |
0,015 |
0,015 |
|
Температура, °С: |
||||||
Вспышки в открытом тигле, не ниже |
225 (закрытый тигель) |
200 |
165 |
230 |
210 |
|
Застывания, не выше |
-18 |
-15 |
-43 |
-25 |
-25 |
|
Коррозионность на пластинках из свинца, г/м2, не более |
10,0 |
8,0 |
5,0 |
6,0 |
5,0** |
|
Плотность при 20 °С, кг/м3, не более |
900 |
910 |
900 |
905 |
905 |
|
Цвет с разбавлением 15:85, ед. ЦНТ, не более |
- |
7,0 |
4,0 |
7,0 |
7,0 |
|
Массовая доля активных элементов, %, не менее: |
||||||
Кальция |
0,08*** |
- |
0,2 |
- |
- |
|
Бария |
0,14 |
- |
- |
- |
- |
|
Моющие свойства по ПЗВ, баллы, не более |
- |
- |
- |
1,0 |
1,0 |
|
Степень чистоты, мг/100 г масла, не более |
- |
- |
- |
400 |
600 |
|
Трибологические характеристики при температуре (20+5) °С: показатель износа при постоянной нагрузке 196 Н, мм, не более |
- |
- |
- |
0,45 |
0,45 |
|
Массовая доля серы в масле без присадки, %, не более |
- |
1,1 |
- |
- |
- |
|
* Зольность сульфатная по ГОСТ
12417-94. |
| |||||
Примечания. 1. Для всех масел массовая доля воды, %, не более - следы. 2. Для масла МС-20П нормируется содержание селективных растворителей в масле без присадки - отсутствие; для масла М-14Б содержание водорасворимых кислот и щелочей - реакция щелочная, содержание фенола в масле без присадки - отсутствие. |
Масла группы В2 вырабатывают из
малосернистых и сернистых нефтей. Они
содержат композиции присадок, придающие
маслам эксплуатационные свойства,
обеспечивающие надежное смазывание
безнаддувных автотракторных дизелей
старых моделей, а также судовых,
тепловозных, стационарных и транспортных
дизелей среднего уровня форсирования при
работе на дистиллятных дизельных топливах
с содержанием серы до 0,5 % (мас. доля).
Масла М-8В2 (ТУ 38.401-58-37-92) и М-10В2 (ГОСТ
8581-78) готовят на основе смесей
дистиллятного и остаточного компонентов,
выработанных из сернистых нефтей.
Применяют для смазывания автотракторных
дизелей СМД-14, А-41, Д-50, Д-37М и других зимой (М-8В2)
и летом (М-10В2).
Масло М-10В2С (ГОСТ 12337-84) производят
преимущественно из малосернистых нефтей
путем компаундирования дистиллятного и
остаточного компонентов с композицией
присадок. Применяют для смазывания главных
и вспомогательных дизелей морских и речных
судов, дизель-генераторов, а также в
циркуляционных системах двухтактных
крейцкопфных судовых дизелей. Может быть
использовано в автотракторных дизелях
наравне с летним маслом М-10В2.
Масло М-14В2 (ГОСТ 12337-84) получают
смешением дистиллятного и остаточного
компонентов, выработанных из сернистых или
малосернистых нефтей, с композицией
присадок. Используют для смазывания двух- и
четырехтактных тепловозных и судовых
дизелей тронкового типа при их
эксплуатации на дистиллятных дизельных
топливах с содержанием серы до 0,5 % (мас. доля),
а также двигателей карьерных
автосамосвалов.
Масло М-20В2Ф (ГОСТ 12337-84) состоит из
остаточного базового масла, получаемого из
сернистых нефтей, и специальной композиции
присадок без дитиофосфатов цинка.
Применяют для смазывания судовых дизелей
типов 12ЧН 18/20 и ЧН 16/17, имеющих повышенную
степень форсирования или эксплуатируемых с
увеличенными сроками замены масла.
Масла М-14В2з и М-20В2 (ГОСТ 23497-79)
вырабатывают с использованием
соответственно средневязкого
компаундированного и остаточного
компонентов. К этим базовым маслам,
получаемым из сернистых нефтей, добавлены
композиции присадок, выбранные с учетом
условий применения масел для смазывания
дизелей буровых установок зимой и летом.
Масло М-14В2з (зимнее) загущено вязкостной
присадкой, но не является всесезонным.
Масло М-16В2 (ТУ 38.101235-74) состоит из смеси
остаточного и дистиллятного компонентов,
получаемых из малосернистых нефтей, и
композиции присадок. Предназначено для
смазывания главных двигателей речных судов.
Масло М-16ИХП-З (ГОСТ 25770-83) производят из
смеси остаточного и дистиллятного
компонентов, вырабатываемых из сернистых
нефтей. Содержит специфическую композицию
присадок. Применяют для смазывания
форсированных транспортных дизелей,
включая и двигатели с наддувом.
Характеристики масел группы В2 |
||||||||||
Показатели |
М-8В2 |
М-10В2 |
М-10В2С |
М-14В2 |
М-20В2Ф |
М-16В2 |
М14В2з |
М-20В2 |
М-16ИХП-З |
|
Вязкость кинематическая, мм2/с, при температуре: |
||||||||||
100 °С |
8+0,5 |
11+0,5 |
11-12 |
13,5-14,5 |
19-22 |
16+1 |
13-15 |
18-22 |
15,5-16,5 |
|
40 °С, не менее |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
160 |
|
0 °С, не более |
1200 |
- |
- |
- |
- |
- |
3000 |
- |
- |
|
Индекс вязкости, не менее |
85 |
85 |
83 |
85 |
90 |
85 |
100 |
90 |
90 |
|
Щелочное число, мг КОН/г,не менее |
3,5 |
3,5 |
4,0 |
4,8 |
2,8 |
3,5 |
6,0 |
3,5 |
4,0** |
|
Зольность сульфатная, % (мас. доля),не более |
1,3 |
1,3 |
1,0 |
1,2 |
0,65 |
0,6* |
1,3 |
1,3 |
1,25** |
|
Массовая доля механическихпримесей, %, не более |
0,015 |
0,015 |
0,01 |
0,02 |
0,01 |
0,025 |
0,015 |
0,015 |
0,013 |
|
Температура, °С: |
||||||||||
вспышки в открытом тигле, не ниже |
200 |
205 |
210 |
210 |
230 |
200 |
220 |
235 |
225 |
|
застывания, не выше |
-25 |
-15 |
-15 |
-12 |
-15 |
-15 |
-30 |
-15 |
-25 |
|
Коррозионность на пластинках из свинца, г/м2, не более |
10,0 |
10,0 |
Отсутствие |
10,0 |
5,0 |
Отсутствие |
9,0 |
|||
Моющие свойства по ПЗВ, баллы, не более |
1,0 |
1,0 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
0,5 |
|
Плотность при 20 °С, кг/м3, не более |
905 |
905 |
900 |
910 |
905 |
- |
905 |
910 |
905 |
|
Термоокислительнаястабильность при 250 °С, мин, не менее |
50 |
80 |
- |
- |
- |
60 |
55 |
80 |
100 |
|
Стабильность по индукционному периоду осадкообразования (ИПО), выдерживает, ч |
30 |
30 |
40 |
50 |
50 |
- |
- |
- |
45 |
|
Цвет, ед. ЦНТ, не более: |
||||||||||
с разбавлением 15:85 |
4,5 |
4,5 |
3,5 |
4,0 |
3,5 |
- |
- |
- |
6,0 |
|
без разбавления |
- |
- |
- |
- |
- |
6,0 |
7,5 |
7,5 |
- |
|
Трибологические характеристики при температуре (20+5)°С: |
||||||||||
индекс задира, кгс |
- |
- |
- |
37 |
36 |
- |
- |
- |
34 |
|
критическая нагрузка, Н, не менее |
- |
- |
- |
784 |
823 |
- |
- |
- |
- |
|
показатель износа при постоянной нагрузке 196 Н, мм, не более |
- |
- |
- |
0,4 |
0,32 |
- |
- |
- |
- |
|
Массовая доля активных элементов, %, не менее: |
||||||||||
Кальция |
0,08 |
0,08 |
0,19 |
0,15*** |
0,08 |
- |
0,16 |
0,08 |
- |
|
бария |
0,18 |
0,18 |
- |
0,13*** |
0,07 |
- |
- |
0,25 |
0,6 |
|
цинка |
0,05 |
0,05 |
0,05 |
0,045 |
- |
- |
0,09 |
0,05 |
- |
|
Фосфора |
0,05 |
0,05 |
0,05 |
0,04 |
0,03 |
- |
- |
- |
- |
|
Степень чистоты, мг/100 г масла, не более |
500 |
500 |
- |
600 |
400 |
- |
- |
200 |
320 |
|
Моющий потенциал, %, не менее |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
35Ф |
- |
80Ф |
|
* Зольность оксидная по ГОСТ
1461-75 |
| |||||||||
Примечание. |
Масла группы Г2 вырабатывают из
сернистых и малосернистых нефтей. Все масла
этой группы содержат значительно больше
более эффективных присадок, чем масла
группы В2. Высокая степень легирования
масел группы Г2 позволяет применять их в
более жестких условиях, где необходима
высокая термическая стабильность, лучшие
антиокислительные, моюще-диспергирующие,
нейтрализующие и противоизносные свойства.
Высокооборотные дизели, смазываемые
маслами группы Г2, эксплуатируют на
дистиллятных топливах с содержанием серы
до 0,5 % (мас. доля), а средне- и малооборотные
судовые дизели с большим диаметром
цилиндра - до 1,5 % (мас. доля).
Масла М-8Г2 и М-10Г2 (ГОСТ 8581-78) получают
смешением дистиллятного и остаточного
компонентов, вырабатываемых из сернистых
нефтей, с композицией присадок. Используют
соответственно для зимней и летней
эксплуатации автотракторных дизелей без
наддува или с невысоким наддувом. Масло М-10Г2
применяют также для смазывания
высокооборотных стационарных дизелей и
дизель-генераторов.
Масла М-8Г2к и М-10Г2к (ГОСТ 8581-78)
отличаются от масел М-8Г2 и М-10Г2 только
существенно более эффективными
композициями присадок, что дает
возможность увеличивать сроки замены масла,
успешно использовать масла М-8Г2к и М-10Г2к в
современных автомобилях КамАЗ, ЗИЛ, а также
автобусах "Икарус".
Масло М-14Г2к (ТУ 38.401-58-98-94) имеет тот же
состав, что и масла Г2к (ГОСТ 8581-78).
Предназначено для четырехтактных
транспортных дизелей. Можно применять
вместо масла М-10Г2к для летней эксплуатации
автотракторных дизелей в регионах с
продолжительным и жарким летом.
Масла М-8Г2У и М-10Г2У (ТУ 38.401-58-21-91)
получают смешением дистиллятного и
остаточного компонентов, вырабатываемых из
сернистых нефтей, с композицией присадок,
отличающейся существенно повышенными и
пролонгированными антиокислительными и
моюще-диспергирующими свойствами.
Предназначены для автотракторных и
стационарных дизелей, в которых применяют
масла М-8Г2к и М-10Г2к. Переход на масла марки Г2у
дает возможность увеличить срок замены
масла и элементов фильтров тонкой очистки в
2 раза, сократить расход масла и затраты на
техническое обслуживание дизелей,
уменьшить вдвое объем отработанных масел,
что важно для экологии тех местностей, где
нет условий для их утилизации.
В двигателях автомобилей КамАЗ замена
масла необходима после пробега 25-30 тыс. км.
Масла М-10Г2ЦС, М-14Г2ЦС и М-16Г2ЦС (ГОСТ
12337-84) состоят из смесей дистиллятного и
остаточного компонентов, вырабатываемых из
сернистых или малосернистых нефтей, и
композиции эффективных присадок.
Предназначены для смазывания главных и
вспомогательных тронковых дизелей судов
морского транспортного, промыслового и
речного флота. Масло М-10Г2ЦС используют
также в циркуляционных системах
крейцкопфных дизелей высокой степени
форсирования, а масло М-16Г2ЦС - для
смазывания цилиндров тронковых и
крейцкопфных дизелей с помощью
лубрикаторов, когда массовая доля серы в
применяемом топливе не более 1,5 %. Масло М-14Г2ЦС
широко применяют в тепловозных дизелях
типа ЧН 26/26, стационарных дизель-генераторах
с двигателями типа ЧН 40/48, дизель-редукторных
агрегатах с двигателями типа ЧН 40/46. Масла
марки Г2ЦС получили допуск к применению у
зарубежных дизелестроителей.
Масла М-10Г2ЦС, М-14Г2ЦС и М-16Г2ЦС могут
использоваться для смазывания ряда судовых
механизмов и агрегатов, где необходимы
масла соответствующих вязкостей (редукторы,
компрессоры, воздуходувки и др.).
Отличительная особенность этих масел -
очень хорошая влагостойкость, малая
эмульгируемость с водой и легкое отделение
воды при сепарации.
Масло М-14Г2 (ГОСТ 12337-84) состоит из смеси
дистиллятного и остаточного компонентов,
вырабатываемых из сернистых нефтей, и
композиции присадок с особо высокими
моющими свойствами. Предназначено для
смазывания тепловозных дизелей типа ЧН 26/26
при работе на топливе с массовой долей серы
до 0,5 %.
Масло М-20Г2 (ГОСТ 12337-84) состоит из
остаточного базового масла и композиции
присадок, обеспечивающей надежное
смазывание в специфических условиях
двухтактных дизелей. Предназначено для
эксплуатации судовых и стационарных
дизелей типа ДН 23/2?30.
Характеристики масел группы Г2 для автотракторных и транспортных дизелей |
||||||||
Показатели |
М-8Г2 |
М-10Г2 |
М-8Г2к |
М-10Г2к |
М-14Г2к |
М-8Г2У |
М-10Г2У |
|
Вязкость кинематическая, мм2/с, при температуре: |
||||||||
100 °С |
8,0+0,5 |
11,0+0,5 |
8,0+0,5 |
11,0+0,5 |
14,0-15,0 |
8,0-9,0 |
11,0-12,0 |
|
0 °С, не более |
1200 |
- |
1200 |
- |
- |
- |
- |
|
-12 °С, не более |
- |
- |
- |
- |
- |
4000 |
- |
|
Индекс вязкости, не менее |
85 |
85 |
95 |
95 |
90 |
95 |
90 |
|
Температура, °С: |
||||||||
Вспышки в открытом тигле, не ниже |
200 |
205 |
210 |
220 |
215 |
210 |
225 |
|
Застывания, не выше |
-25 |
-15 |
-30 |
-18 |
-25 |
-30 |
-15 |
|
Коррозионность на пластинках из свинца, г/м2, не более |
20 |
20 |
Отсутствует |
|||||
Моющие свойства по ПЗВ, баллы, не более |
1,0 |
1,0 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
- |
- |
|
Термоокислительная стабильность при 250 °С, мин, не менее |
60 |
90 |
65 |
65 |
- |
- |
- |
|
Щелочное число, мг КОН/г, не менее |
6,0 |
6,0 |
6,0 |
6,0 |
6,0 |
7,5 |
7,5 |
|
Зольность сульфатная, % (мас. Доля), не более |
1,65 |
1,65 |
1,15 |
1,15 |
1,15 |
1,35 |
1,35 |
|
Стабильность по индукционному периоду осадкообразования (ИПО), выдерживает, ч |
35 |
40 |
35 |
50 |
50 |
45 |
55 |
|
Цвет с разбавлением 15:85, ед. ЦНТ, не более |
4,5 |
5,0 |
3,0 |
3,0 |
4,0 |
4,0 |
4,0 |
|
Плотность при 20 °С, кг/м3, не более |
905 |
905 |
905 |
900 |
910 |
905 |
905 |
|
Массовая доля активных элементов, %, не менее: |
||||||||
Кальция |
0,15 |
0,15 |
0,19 |
0,19 |
0,19 |
0,3 |
0,3 |
|
Бария |
0,45 |
0,45 |
- |
- |
- |
- |
- |
|
Цинка |
0,06 |
0,06 |
0,05 |
0,05 |
0,05 |
0,1 |
0,1 |
|
Фосфора |
0,06 |
0,06 |
0,05 |
0,05 |
0,05 |
0,05 |
0,05 |
|
Степень чистоты, мг/100 г, не более |
500 |
500 |
450 |
500 |
- |
- |
- |
|
Примечание. |
|
Характеристики масел группы Г2 для судовых, тепловозных и стационарных дизелей |
|||||
Показатели |
М-10Г2ЦС |
М-14Г2ЦС |
М-16Г2ЦС |
М-14Г2 |
М-20Г2 |
Вязкость кинематическая при 100°С, мм2/с |
10,0-11,0 |
13,5-15,0 |
15,5-17,0 |
13,5-14,5 |
20 |
Индекс вязкости, не менее |
92 |
92 |
92 |
90 |
85 |
Щелочное число, мг КОН/г, не менее |
9,0 |
9,0 |
9,0 |
7,0 |
9,0 |
Зольность сульфатная, % (мас. доля), не более |
1,5 |
1,5 |
1,5 |
1,3 |
1,9 |
Массовая доля механических примесей, %, не более |
0,01 |
0,01 |
0,01 |
0,01 |
0,02 |
Температура, °С: |
|||||
вспышки в открытом тигле, не ниже |
210 |
215 |
210 |
220 |
235 |
застывания, не выше |
-10 |
-10 |
-10 |
-12 |
-15 |
Степень чистоты, мг/100 г, не более |
600 |
600 |
600 |
600 |
400 |
Трибологические характеристики при температуре (20+5) °С: |
|||||
индекс задира, кгс |
34 |
34 |
34 |
34 |
37 |
критическая нагрузка, Н, не менее |
823 |
823 |
823 |
823 |
823 |
показатель износа при постояной нагрузке 196 Н, мм, не более |
0,4 |
0,4 |
0,4 |
0,45 |
0,35 |
Цвет с разбавлением 15:85, ед. ЦНТ, не более |
4,0 |
4,0 |
4,0 |
4,0 |
6,5 |
Плотность при 20°С, кг/м3, не более |
910 |
910 |
910 |
905 |
907 |
Массовая доля активных элементов, %, не менее: |
|||||
кальция |
0,28 |
0,28 |
0,28 |
0,23 |
0,36 |
цинка |
0,045 |
0,045 |
0,045 |
0,045 |
0,05 |
фосфора |
0,04 |
0,04 |
0,04 |
0,04 |
0,05 |
Вымываемость присадок водой: |
|||||
снижение щелочного числа, %, не более |
10 |
10 |
10 |
- |
- |
снижение зольности, %, не более |
10 |
10 |
10 |
- |
- |
эмульгируемость с водой, см3, не более |
0,3 |
0,5 |
0,5 |
- |
- |
Примечание. |
Масла группы Д2 вырабатывают на
основе базовых компонентов, получаемых из
сернистых нефтей, или с применением
синтетических компонентов. В составах
масел группы Д2 эффективные присадки
используют в высоких концентрациях для
достижения уровня эксплуатационных
свойств, обеспечивающего длительную
работоспособность наиболее форсированных
двигателей в особо тяжелых
эксплуатационных условиях, в частности при
применении топлив с повышенным содержанием
серы.
Масла М-8ДМ и М-10ДМ (ГОСТ 8581-78) состоят
из смесей дистиллятного и остаточного
компонентов, вырабатываемых из сернистых
нефтей, и новой композиции присадок,
улучшающей антикоррозионные и
противоизносные свойства масел марки ДМ.
Предназначены соответственно для зимней и
летней эксплуатации высокофорсированных
дизелей с турбонаддувом, работающих в
тяжелых условиях. Могут использоваться в
дизелях без наддува со значительно
увеличенным пробегом между заменами масла.
Обеспечивают надежное смазывание
отечественной и импортной техники (карьерные
большегрузные самосвалы, промышленные
тракторы большой мощности с двигателями
водяного или воздушного охлаждения,
экскаваторы, бульдозеры, автопогрузчики,
трубоукладчики).
Масло М-14ДМ (ТУ 38.401-58-22-91) отличается от
масла М-10ДМ большей вязкостью базового
масла, но имеет то же назначение.
Предпочтительно применение в местностях с
жарким продолжительным летом, а также в
двигателях, для смазывания которых
необходимо масло класса вязкости 14 (SАЕ 40).
Масло М-6З/14ДМ (ТУ 38.401-938-92) состоит из
маловязкого базового масла, выработанного
из сернистых нефтей и загущенного
вязкостной присадкой, и композиции
присадок. Это всесезонное масло может
применяться круглый год в дизелях с
наддувом, эксплуатируемых в тяжелых
условиях, вместо двух сезонных масел М-8ДМ и
М-10ДМ.
Масло МТ-5З/10Д (ТУ 38.401-58-40-92) готовят путем
загущения маловязкого базового масла из
сернистых нефтей полимерной вязкостной
присадкой и добавления композиции присадок,
придающей готовому продукту свойства
высокоэффективного дизельного масла,
трансмиссионного масла группы ТМ-4 (GL-4 по АРI)
и гидравлической жидкости для гидросистем
промышленных тракторов и
сельскохозяйственных машин. Применяют
всесезонно в регионах с умеренными
климатическими условиями как единое
моторно-трансмиссионно-гидравлическое
масло, обеспечивающее надежное смазывание
дизелей с наддувом, включая двигатели
воздушного охлаждения, агрегатов
тракторных трансмиссий и гидросистем,
управляющих рабочими органами машин.
Аналогично импортным маслам, называемым STOU
(Super Tractor Oil Universal).
Масло МТ-4З/8ДС (ТУ 38.401-58-54-92) готовят на
основе синтетических базовых компонентов и
специальной композиции присадок.
Используют как всесезонное единое масло
для двигателей, агрегатов трансмиссий и
гидросистем промышленных тракторов в
климатических условиях Севера. Применяют
во всех объектах техники, смазываемых
маслом МТ-5З/10Д при умеренных климатических
условиях.
Масло М-14ДР (ТУ 38.401-1063-97) состоит из смеси
дистиллятного и остаточного компонентов,
вырабатываемых из сернистых нефтей, и
композиции присадок, придающих маслу
повышенную стойкость к старению.
Предназначено для смазывания тепловозных
дизелей типа ЧН 26/26 при работе на топливе с
содержанием серы до 0,5 %. Обеспечивает
значительное увеличение пробега без замены
масла и увеличение срока службы элементов
фильтров тонкой очистки по сравнению с
маслами М-14Г2 и М-14Г2ЦС. Аналогично импортным
маслам четвертого поколения.
Масло М-16ДР (ГОСТ 12337-84) отличается от
масла М-14ДР только несколько большей
вязкостью основы. Предназначено для
смазывания судовых двух- и четырехтактных
дизелей тронкового типа ДН 23/30, ЧН 26/26 и ЧН
30/38 при работе на топливе с массовой долей
серы до 0,5 %. Обладает повышенной стойкостью
к старению.
Масла М-10ДЦЛ20, М-14ДЦЛ20 и М-14ДЦЛ30 (ГОСТ
12337-84) состоят из смесей дистиллятного и
остаточного компонентов, вырабатываемых из
сернистых нефтей, и композиций присадок в
различной дозировке для получения готового
масла с щелочными числами около 20 или 30 мг
КОН/г. Предназначены для смазывания
среднеоборотных тронковых судовых дизелей
с циркуляционной или комбинированной
смазочной системой. Масла М-10ДЦЛ20 и М-14ДЦЛ20
используют при работе на тяжелых топливах с
массовой долей серы до 2,5-3,0 %, масло М-14ДЦЛ30 -
при большем содержании серы. Обладают
хорошей влагостойкостью и малой
эмульгируемостью с водой, легко отделяют
воду при сепарации. Допущены к применению
зарубежными дизелестроительными фирмами.
Сделать
заказ через интернет
Характеристики масел группы Д2 для автотракторных дизелей |
||||||
Показатели |
М-8ДМ |
М-10ДМ |
М-14ДМ |
М-6З/14ДМ |
МТ-4З/8ДС |
МТ-5З/10Д |
Вязкость кинематическая, мм2/с, при температуре: |
||||||
100 °С |
8,0-8,5 |
l11,4 |
14,0-15,0 |
14,0-15,5 |
7,5-8,5 |
9,5-11,5 |
-12 °С, не более |
4000 |
- |
- |
- |
- |
- |
-18 °С, не более |
- |
- |
- |
10400 |
2600 |
6000 |
Вязкость динамическая, Па·с, не более, при температуре: |
||||||
-25 °С |
- |
- |
- |
40 |
- |
- |
-40 °С |
- |
- |
- |
- |
22 |
- |
Индекс вязкости, не менее |
102 |
90 |
90 |
120 |
- |
115 |
Массовая доля, %, не более: |
||||||
механических примесей |
0,02 |
0,025 |
0,02 |
0,02 |
0,02 |
0,015 |
воды |
Следы |
|||||
Температура, °С: |
||||||
вспышки в открытом тигле, не ниже |
195 |
220 |
230 |
210 |
200 |
200 |
застывания, не выше |
-30 |
-18 |
-15 |
-30 |
-55 |
-40 |
Коррозионность на пластинках из свинца, г/м2, не более |
Отсутствие |
10 |
10 |
|||
Моющие свойства по ПЗВ, баллы, не более |
0,5 |
- |
- |
- |
- |
- |
Щелочное число, мг КОН/г, не менее |
8,5 |
8,2 |
8,0 |
9,0 |
7,0 |
9,0 |
Зольность сульфатная, %, не более |
1,5 |
1,5 |
1,5 |
1,6 |
1,65 |
1,65 |
Стабильность по индукционному периоду осадкообразования (ИПО), выдерживает, ч |
35 |
60 |
60 |
35 |
25 |
25 |
Цвет с разбавлением 15:85, ед. ЦНТ, не более |
3,5 |
3,5 |
- |
- |
2,5 |
- |
Плотность при 20 °С, кг/м3, не более |
897 |
905 |
- |
- |
- |
- |
Массовая доля активных элементов, %, не менее: |
||||||
кальция |
- |
0,15 |
0,35 |
0,35 |
0,3 |
- |
цинка |
- |
0,04 |
0,07 |
0,09 |
0,1 |
- |
фосфора |
- |
- |
- |
0,08 |
0,06 |
- |
Трибологические характеристики при температуре (20+5) °С: |
||||||
индекс задира, не менее |
- |
- |
- |
- |
30 |
35 |
критическая нагрузка, Н, не менее |
- |
- |
- |
- |
784 |
872 |
нагрузка сваривания, Н, не менее |
- |
- |
- |
- |
1646 |
2195 |
Показатель износа, мм, не более, при постоянной нагрузке: |
||||||
196 Н |
- |
- |
- |
- |
0,35 |
0,35 |
392 Н |
- |
- |
- |
- |
0,40 |
- |
Характеристики масел группы Д2 для судовых, тепловозных и стационарных дизелей |
|||||
Показатели |
М-10ДЦЛ20 |
М-14ДЦЛ20 |
М-14ДЦЛ30 |
М-14ДР |
М-16ДР |
Вязкость кинематическая при 100 °С, мм2/с |
10,0-11,0 |
13,5-15,0 |
13,5-15,0 |
13,5-14,5 |
15,5-16,5 |
Индекс вязкости, не менее |
92 |
92 |
92 |
90 |
90 |
Щелочное число, мг КОН/г, не менее |
18 |
18 |
27 |
10 |
10 |
Зольность сульфатная, %, не более |
3,0 |
3,0 |
4,6 |
1,85 |
1,85 |
Массовая доля механических примесей, %, не более |
0,03 |
0,03 |
0,05 |
0,02 |
0,02 |
Температура вспышки в открытом тигле, °С, не ниже |
215 |
220 |
210 |
215 |
225 |
Степень чистоты, мг/100 г, не более |
600 |
600 |
- |
300 |
300 |
Трибологические характеристики при температуре (20+5) °С: |
|||||
индекс задира, кгс, не менее |
34 |
34 |
- |
40 |
40 |
критическая нагрузка, Н, не менее |
823 |
823 |
- |
- |
- |
показатель износа при постоянной нагрузке 196 Н, мм, не более |
0,5 |
0,5 |
- |
0,45 |
0,45 |
Цвет с разбавлением 15:85, ед. ЦНТ, не более |
4,5 |
5,0 |
- |
4,0 |
4,0 |
Плотность при 20 °С, кг/м3, не более |
910 |
910 |
- |
910 |
910 |
Массовая доля активных элементов, %, не менее: |
|||||
кальция |
0,65 |
0,65 |
1,0 |
0,4 |
0,4 |
цинка |
0,045 |
0,045 |
0,045 |
0,09 |
0,09 |
фосфора |
0,04 |
0,04 |
0,04 |
0,08 |
0,08 |
Вымываемость присадок водой: |
|||||
снижение щелочного числа, %, не более |
15 |
15 |
15 |
12 |
12 |
снижение зольности, %, не более |
18 |
18 |
18 |
10 |
10 |
Эмульгируемость с водой, см3, не более |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
0,3 |
0,3 |
Примечание. |
Цилиндровые масла получают на
основе вязких базовых масел. Свойства
цилиндровых масел специфичны. Ими
смазывают только детали цилиндро-поршневой
группы. Каждая порция масла, поданная к
поверхностям трения лубрикатором, работает
очень короткое время и полностью
расходуется. Масла отличаются высокой
нейтрализующей способностью, прочностью
масляной пленки при высокой температуре,
хорошей растекаемостью на горячих
металлических поверхностях, высокими
противоизносными свойствами. Характеристики
судовых цилиндровых масел Показатели М-16Е30 М-20Е70 Вязкость кинематическая при 100 °С, мм2/с 15-17 20-23 Индекс вязкости, не менее 90 90 Щелочное число, мг КОН/г, не менее 30 70 Зольность сульфатная, %, не более 5,0 10,5 Массовая доля, %, не более: механических примесей 0,03 0,03 воды 0,06 0,1 Температура, °С: вспышки в открытом тигле, не
ниже 205 200 застывания, не выше -12 -12 Коррозионность на пластинках из
свинца, г/м2, не более Отсутствует Стабильность по индукционному периоду
осадкообразования (ИПО) в течение 50 ч Выдерживает Трибологические характеристики при
температуре (20+5) °С: индекс задира, кгс, не менее 40 40 критическая нагрузка, Н, не
менее 872 980 показатель износа при
постоянной нагрузке 196 Н, мм, не более 0,3 0,3 Массовая доля кальция, %, не менее 1,7 2,8 Коксуемость, баллы, не более 3,0 3,0 Вымываемость присадок водой: снижение щелочного числа, %, не
более - 15 снижение зольности, %, не более - 10 Эмульгируемость с водой, см3, не более - 0,3
Масла М-16Е30 и М-20Е70 (ГОСТ 12337-84)
состоят соответственно из базового масла М-16
компаундированного и М-20 остаточного и
композиций присадок различного состава.
Масло М-16Е30 используют для смазывания
цилиндров главных судовых дизелей
невысокой степени форсирования при работе
на дистиллятных или тяжелых топливах с
массовой долей серы до 2,0 %. Те же двигатели
высокой степени форсирования при работе
преимущественно на высокосернистых
тяжелых топливах смазывают маслом М-20Е70.
Здесь приведена маркировка цилиндровых
масел по прежней классификации, относившей
их к группе Е. При очередном внесении
изменений в ГОСТ 12337-84 масла М-16Е30 и М-20Е70
получат новое обозначение, так как согласно
ГОСТ 17479.1-85 масла группы Е будут иметь
другую область применения.