|
Авиационные
бензины.
Бензины предназначены для применения в поршневых
двигателях внутреннего сгорания с принудительным воспламенением (от
искры). В зависимости от назначения их разделяют на
автомобильные
и авиационные. Несмотря
на различия в условиях применения автомобильные и авиационные
бензины характеризуются в основном общими показателями качества,
определяющими их физико-химические и эксплуатационные
свойства. Современные автомобильные и авиационные бензины должны
удовлетворять ряду требований, обеспечивающих экономичную и надежную
работу двигателя, и требованиям эксплуатации: иметь хорошую
испаряемость, позволяющую получить однородную топливовоздушную смесь
оптимального состава при любых температурах;иметь групповой
углеводородный состав, обеспечивающий устойчивый, бездетонационный
процесс сгорания на всех режимах работы двигателя; не изменять
своего состава и свойств при длительном хранении и не оказывать
вредного влияния на детали топливной системы, резервуары,
резинотехнические изделия и др. В последние годы экологические
свойства топлива выдвигаются на первый план.
Ассортимент, качество и состав
авиационных бензинов
Авиационные бензины предназначены для применения в
поршневых авиационных двигателях. В отличие от автомобильных
двигателей, в авиационных используется в большинстве случаев
принудительный впрыск топлива во впускную систему, что определяет
некоторые особенности авиационных бензинов по сравнению с
автомобильными. Более высокие требования к качеству авиационных
бензинов определяются также жесткими условиями их применения. ГОСТ
1012-72 предусматривает две марки авиационных бензинов: Б-91/115
и Б-95/130. Марка авиабензина означает его октановое
число по моторному методу, указываемое в числителе, и сортность на
богатой смеси - в знаменателе дроби. Бензин Б-91/115 предназначен
для эксплуатации двигателей АШ-62ир, АИ-26В, М-14Б, М-14П и
М-14В-26, а Б-95/130 - двигателей АШ-82Т и АШ-82В. В течение
1988-1992 гг. проведен большой комплекс исследований и испытаний, в
результате чего разработан единый бензин Б-92 без
нормирования показателя "сортность на богатой смеси", вырабатываемый
по ТУ 38.401-58-47-92. Как показали испытания, бензин Б-92 может
применяться взамен бензина Б-91/115 в двигателях всех типов.
Использование авиабензина Б-92 без нормирования показателя сортности
позволяет наряду с обеспечением нормальной работы двигателей на всех
режимах значительно расширить ресурсы авиабензинов и снизить
содержание в них токсичного тетраэтилсвинца. В России
вырабатывают две марки авиабензинов: Б-91/115 и Б-92. Разработаны
технические условия на авиационные бензины марок Б-100/130 и
Б-100/130 малоэтилированный - ТУ 38.401-58-197-97.
Установленные нормы к качеству указанных бензинов соответствуют
требованиям АSТМ D 910 и европейским спецификациям на бензины марок
100 и 100LL. Кроме описанных выше марок авиационных бензинов,
которые применяются непосредственно для эксплуатации поршневых
двигателей, вырабатывается неэтилированный бензин марки Б-70 (ТУ
38.101913-82). В настоящее время этот бензин используется, в
основном, как бензин-растворитель. Авиационный бензин Б-70
готовят на основе бензина прямой перегонки или рафинатов риформинга
с добавлением высокооктановых компонентов.
Характеристики авиационных
бензинов |
Показатели |
Б-95/130 ГОСТ
1012-72 |
Б-91/115 ГОСТ
1012-72 |
Б-92 ТУ
38.401-58-47-92 |
Б-70 ТУ 38.
101913-82 |
Содержание
тетраэтилсвинца, г/1 кг бензина, не более |
3,1 |
2,5 |
2,0 |
- |
Детонационная
стойкость: |
октановое число по моторному методу,
не менее |
95 |
91 |
91,5 |
70 |
сортность на богатой смеси, не
менее |
130 |
115 |
- |
- |
Удельная теплота
сгорания низшая, Дж/кг (ккал/кг), не менее |
42947·103 (10250) |
42947·103 (10250) |
42737·103 (10200) |
- |
Фракционный
состав: |
температура начала перегонки, °С, не
ниже |
40 |
40 |
40 |
40 |
перегоняется при температуре, °С, не
выше: |
10 % |
82 |
82 |
82 |
88 |
50 % |
105 |
105 |
105 |
105 |
90 % |
145 |
145 |
145 |
145 |
97,5 % |
180 |
180 |
180 |
180 |
остаток, %, не более |
1,5 |
1,5 |
1,5 |
1,5 |
Давление насыщенных
паров, Па |
33325-45422 |
29326-47988 |
29326-47988 |
47988 |
Кислотность, мг КОН/100
см3, не более |
0,3 |
0,3 |
1,0 |
1,0 |
Температура начала
кристаллизации, °С, не выше |
-60 |
-60 |
-60 |
-60 |
Йодное число, г
йода/100 г бензина, не более |
6,0 |
2,0 |
2,0 |
2,0 |
Массовая доля
ароматических углеводородов, %, не более |
35 |
35 |
Не нормируется. Определение
обязательно. |
12-20 |
Содержание фактических
смол, мг/100 см3 бензина, не более |
4,0 |
3,0 |
3,0 |
2,0 |
Массовая доля серы, %,
не более |
0,03 |
0,03 |
0,05 |
0,05 |
Цвет |
Желтый |
Зеленый |
Зеленый |
Бесцветный |
Массовая доля
параоксидифениламина, % |
0,002-0,005 |
0,002-0,005 |
- |
- |
Период стабильности, ч,
не менее |
12 |
12 |
8 |
- |
Примечания. 1. Для бензинов всех марок:
испытание на медной пластинке - выдерживает;содержание
водорастворимых кислот и щелочей, механических примесей и воды
- отсутствие; прозрачность - прозрачный; плотность при 20 °С,
кг/м3 - не нормируется, определение обязательно. 2. Для
авиационного бензина марки Б-91/115, получаемого на основе
компонента каталитического крекинга, устанавливаются: а)
йодное число - 10 г йода/100 г бензина. б) содержание
фактических смол не более 4 мг/100 см3 бензина. 3. Для
авиационных бензинов марок Б-95/130 и Б-91/115, выработанных
из бакинских нефтей, допускается содержание
параоксидифениламина 0,004-0,010 %, а на базе бензинов
каталитического крекинга не менее 0,004 %. 4. С 1 мая по 1
октября нижний предел давления насыщенных паров авиационных
бензинов не служит браковочным признаком, за исключением
отгружаемых на длительное хранение. 5. Для авиационных
бензинов, сдаваемых после длительного хранения (более 2 лет),
допускаются отклонения при определении фракционного состава по
ГОСТ 2177-82 для температуры перегонки 10 и 50 % на 2 °С и 90
% на 1 °С. Этилированные авиационные бензины после длительного
хранения допускается сдавать с периодом стабильности не менее
2 ч. 6. Норма по показателю пункта 3 для бензинов с
добавлением базового компонента крекинга должна быть не менее
43157·103 (10300) Дж/кг (ккал/кг). 7. По согласованию с
потребителями допускается изготовлять авиационные бензины по
показателю "период стабильности" с нормой не менее 8
ч. |
В связи с тем, что к авиационным бензинам
предъявляются более жесткие требования, чем к автомобильным, в их
состав входят компоненты ограниченного числа технологических
процессов: прямой перегонки нефти, каталитического риформинга,
алкилирования, ароматизации. В состав авиационных бензинов могут
также входить продукты изомеризации прямогонных фракций. Продукты
вторичныхпроцессов, содержащие олефиновые углеводороды, для
получения авиационных бензинов не используются. Компонентный
состав авиационных бензинов зависит в основном от их марки и в
меньшей степени, чем для автомобильных бензинов, определяется
набором технологических установок на нефтеперерабатывающем
заводе. Базовым компонентом для выработки авиационных бензинов
марок Б-92 и Б-91/115 обычно являются бензины каталитического
риформинга. В качестве высокооктановых компонентов могут быть
использованы алкилбензин, изооктан, изопентан и толуол. Бензины
каталитического риформинга обладают высокой детонационной стойкостью
на богатых и бедных смесях. Чем больше суммарное содержание в
бензине ароматических углеводородов, тем выше его сортность на
богатой смеси. Для обеспечения требований ГОСТ и ТУ по
детонационной стойкости, теплоте сгорания, содержанию ароматических
углеводородов к базовым бензинам добавляют изопарафиновые и
ароматические компоненты - алкилбензин, изомеризат и толуол. В
целях обеспечения требуемого уровня детонационных свойств к
авиационным бензинам добавляют антидетонатор тетраэтилсвинец (от 1,0
до 3,1 г на 1 кг бензина) в виде этиловой жидкости. Для стабилизации
этиловой жидкости при хранении авиабензинов добавляется
антиокислитель 4-оксидифениламин или Агидол-1. Как и все
этилированные топлива, для безопасности в обращении и маркировки,
авиационные бензины должны быть окрашены. Бензины Б-91/115 и Б-92
окрашиваются в зеленый цвет красителями: жирорастворимым зеленым 6Ж
или жирорастворимым зеленым антрахиноновым; Б-95/130 - в желтый цвет
жирорастворимым желтым К; Б-100/130 - в голубой цвет органическим
жирорастворимым ярко-синим антрахиноновым или
1,4-диалкиламино-антрахиноном.
|
| |